Семилетие, предшествующее первой мировой войне, составляет особый период в развитии кинематографии. В начале этого периода кинематограф утратил свое значение как технический аттракцион. Перестав удивлять самим фактом демонстрации на белом полотне экрана движущихся изображений, он начал искать новые способы привлечения зрителей. И нашел свое место в одном ряду с суррогатами искусства, получившими огромное распространение в эпоху разложения буржуазной культуры, рядом с лубком, книжкой-комиксом и низкопробным репертуаром бульварных театров.
Уже в этом периоде посещаемость электрических театров во всем мире, в том числе и документальных фильмов онлайн, и в частности в нашей стране, во много раз превысила посещаемость драматических и музыкальных театров, концертов, цирков и мюзик-холлов вместе взятых. По данным библиографического кабинета Всероссийского театрального общества, в дореволюционной России в 1914 году в границах, примерно соответствующих современным границам СССР, имелось около 150 театров. Считая, что каждый театр давал в год 250 спектаклей и собирал на каждый спектакль 400 зрителей, мы получим цифру в 15 миллионов посещений театров в год. Количество иллюзионов в России в 1909 году писатель Скиталец считал равным 3 тысячам. «Правда, помещения синематографов, - писал он, - по вместимости значительно меньше, чем здания театров, но зато у них в два с половиной раза больше рабочих часов, чем у театров». Если мы предположим, что кинотеатров в 1909 году было вдвое меньше - 1500 и что каждый из них в день за все сеансы обслуживал всего 200 зрителей, то и тогда количество посещений кинематографов составит 75 миллионов, то есть будет в пять раз больше количества театральных посещений.